Творческая мастерская "Рукодельница"
Руководитель Алексеева Ирина Кимовна, педагог первой квалификационной категории
Образовательная программа творческой мастерской «Рукодельница» имеет художественно-эстетическую направленность и предлагает курс обучения технологии ручного вязания и плетения макраме.
Ручное вязание – один из древнейших и уникальных видов декоративно-прикладного искусства. Несмотря на большие темпы роста трикотажного производства, а также разнообразие ассортимента трикотажных изделий, интерес к ручному художественному вязанию не угасает. Декоративно-прикладное творчество имеет свои традиции, которые меняются в соответствии со временем, из поколения в поколение передается только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.
Сегодня детям гораздо сложнее научиться мастерству вязания, познакомиться с традициями декоративно-прикладного творчества. Творческое объединение «Рукодельница» компенсирует отсутствие в основном образовании этого вида деятельности. Научившись вязать, дети смогут самостоятельно применять полученные знания на практике в быту и смогут помочь своим родителям частично решить финансовые проблемы семьи.
Программа творческой мастерской «Рукодельница» предназначена для образования и развития воспитанников в возрасте от 7-15 лет.
Курс обучения планируется на 3 учебных года (по 192 часа).
Количество групп – 3.
Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа.
Программа разработана с учетом современных технологий, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, обеспечивает развитие и активизацию их познавательных интересов, формирует творчески растущую личность, а также предусматривает дифференцированный подход в работе с детьми различной подготовленности и одаренности. Она позволяет определить цели и конечные результаты, достижение которых предполагается по окончании работы по программе. Обеспечивает не только обучение и воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей воспитанников в декоративно-прикладном творчестве, с учетом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи.
Отличительные особенности программы:
Содержание программы позволяет вести обучение детей не только разного возраста, но и разных по уровню подготовки. Обучение через коллективные творческие дела (далее КТД) повышает эффективность учебно-воспитательного процесса за счет усиленного развития его коммуникативной стороны, что позволяет обеспечить активную позицию каждому участнику процесса, так как общение и стремление к самостоятельности являются естественными потребностями.
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю программ тем, что в ней имеются три различных направления деятельности или три блока: вязание крючком, вязание на спицах, макраме.
Такой подход позволяет детям в достаточной мере попробовать свои силы в различных видах рукоделия, удовлетворить потребности ребенка в приобретении новых знаний, умений, навыков, так как процесс усвоения программного материала происходит не только по принципу «от простого к сложному», но и путем смены занятий, их разнообразия. Характерной особенностью программы является то, что преподаватель сам меняет соотношение пропорций блоков, как для всего коллектива, так и для каждого из его участников, в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
АКТУАЛЬНОСТЬ создания данной программы была вызвана:
- во-первых, изменением современного социального заказа, отразившим новые социально-экономические условия России, связанного с требованием подготовки творчески активных специалистов, хорошо ориентированных в социуме и в ремесле, креативных, конкурентоспособных.
- во-вторых, возможностями УДО как особого образовательного пространства, способствующего развитию и раскрытию природного и творческого потенциала личности воспитанника на основе его интересов, способностей.
- в-третьих, недостаточно высокий уровень развития творческой активности личности в прикладной деятельности.
НОВИЗНА предлагаемой программы заключается:
- в применении технологии КТД не только в организации воспитательной, но и в обучении технологии ручного вязания и плетения макраме, что находит свое отражение в учебно-тематическом плане;
- в разработке уровневых показателей творческой активности личности на основе психолого-педагогического исследования;
- в создании системы условий для развития творчески активной личности посредством прикладной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ использования КТД в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле снизить количество неуспешных и проблемных детей за счет включения их в творческую продуктивную деятельность; снизить тревожность и закомплексованность детей перед учебным трудом, приобрести взаимопонимание, со сверстниками в процессе совместной деятельности и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности, приобрести опыт эмоционально-ценностных отношений.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать творческую активность воспитанников средствами декоративно-прикладной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
- сформировать твердые технические навыки и умения;
- активизировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
- развитие воображения как основы творческой деятельности детей;
- развитие наглядно-действенного мышления с использованием логических операций сравнения, анализа;
-укрепление зрительно-двигательной памяти через работу со схемами и развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь и уважение к народному творчеству, его традициям, культурному наследию;
- формировать привычку к труду через воспитание к трудолюбию, усидчивости, прилежанию.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ программы:
1-й год обучения – это начальный этап. Он базируется на уровне исполнительской, репродуктивной деятельности, позволяющей познакомиться со всеми основными приемами вязания, плетения, а также развить интерес к сотворчеству в коллективном труде.
2-й год обучения – это этап формирования интереса на уровне импульсивного творчества. Происходит овладение специальными знаниями, умениями и навыками, вырабатывается устойчивая потребность к рукоделию.
3-й год обучения – это этап совершенствования на уровне творчества, мастерства, позволяющий ребенку самореализоваться как самому, так и в коллективном сотворчестве.
Освоение учебной программы предполагает прохождение по 3 ступеням:
-"Подмастерье"(1 год обучения);
- "Мастеровой" (2 год обучения);
- "Мастер"(3 год обучения)
что соответствует аналогично трем уровням развития творческой активности личности:
1-й уровень – исполнительный;
2-й уровень – активный деятель;
3-й – творческая личность.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Процесс обучения строится по типу народной мастерской: мастер-подмастерье. Позиция педагога – это позиция консультанта и советчика, помогающего осмыслить наличие и продвижение в освоении способов работы, а не только знаний.
Основной формой организации образовательного процесса является ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Типы занятий различны – это собственно само занятие, например, по получению новых знаний; занятие по отработке умений и навыков; занятие по обобщению и систематизации знаний и т. д, но чаще всего это комбинированные занятия, личностно-ориентированные на каждого ребенка.
Очередность прохождения разделов программы может быть различна для каждого обучающегося, в зависимости от его материального обеспечения (наличия необходимых материалов для каждого раздела) и его наклонностей (приоритет в соответствии с интересом учащегося к определенному виду прикладной деятельности).
Помимо традиционных типов занятий используются и нетрадиционные: занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-викторина. Итоговое занятие – выставка работ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ:
В результате обучения по программе, приобретенные знания, умения и навыки детей должны соответствовать:
- после 1 года обучения званию «Подмастерье»;
- после 2 года обучения званию «Мастеровой»;
- после 3 года обучения званию «Мастер».
Кроме того, должны произойти изменения в личностном развитии, которые можно проследить по характеру деятельности ребенка. Так, для 1 года обучения, по данной программе, характерен операционный, репродуктивный, исполнительский уровень деятельности – это «Низкий уровень развития творческой активности личности» (исполнитель).
Для детей 2 года обучения, имеющих определенные знания по данной программе, характерна деятельность на уровне импульсивного творчества, - это «Средний уровень развития творческой активности» (активный деятель).
Для 3 года обучения деятельность становится на уровне творчества, то есть ребенок не может не творить. Это «Высокий уровень развития творческой активности» (творческий человек).
Показатели обученности и развития творческой активности личности сравниваются по каждому воспитаннику в середине и в конце учебного года. Анализ полученных результатов дает возможность судить об эффективности учебно-воспитательного процесса, а также позволяет увидеть не только педагогу «слабые места» для последующей коррекции, но и воспитанникам определить, что им нужно сделать, чтобы повысить качество обученности.
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля:
1. Собеседование, анкетирование;
2. Занятие контроля знаний (текущий контроль);
3. Конкурс (как итоговый контроль и как способ выявления одаренных детей);
4. Контрольные срезы, в которых отслеживаются усвоение теоретического материала и практические навыки;
5. Выставка (итоговый контроль в форме "Круглого стола").
Основными формами подведения итогов реализации данной программы являются выставки и конкурсы декоративно-прикладного творчества, авторские выставки воспитанников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В организации продуктивного обучения (декоративно-прикладного характера) одинаково важны и процесс и результат.
Особенностью программы является развитие творческой активности личности, основанное на коллективном творческом деле.
Обучение рукоделию через КТД предполагает творческое сотрудничество участников образовательного процесса в продуктивной деятельности в направлении общей цели. При такой организации участники КТД, дополняя друг друга, образуют систему отношений, в которой творческие возможности каждого реализуются наиболее полно. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно, поскольку позволяет развиваться всем – от младших до старших, включая педагога, снимая психологические барьеры у одних, амбиции у других, предполагая проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности.
Построение содержания программы через независимые разделы позволяет вести обучение в продуктивной деятельности по индивидуальному маршруту (учитывается желание и материальные возможности каждого ребенка, корректируется план обучения). В результате чего процесс обучения становится личностно-значимым. На деле осуществляется личностно-деятельный подход, учитываются возрастные особенности каждого ребенка.
Характер организации образовательной деятельности через КТД предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных заданий. Разделы в программе следуют в соответствии с логикой возрастающей креативности. Применение таких методов и приемов продуктивного обучения как исследовательский метод или метод проектов (индивидуальный и коллективный) побуждает воспитанников к самообучению, развитию творческой активности, самореализации в деятельности. В соответствии с этим образуется цепочка в непрерывности образования личности, основными этапами которой являются этапы освоения репродуктивной и творческой деятельности.
Формы занятий:
Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы организации занятий:
традиционные занятия (занятия по изучению нового материала, занятия совершенствования ЗУН, комбинированные занятия);
*нетрадиционные типы занятий (интегрированные занятия, занятия-конкурсы, занятия-фантазии, занятия-путешествия, творческие отчеты).
Нетрадиционные занятия повышают интерес к знаниям, активизируют всех воспитанников, обеспечивают запоминание, усвоение нового материала.
Успешность проведения оригинальных занятий зависит от ряда действий педагога и воспитанников:
- проводится тщательная подготовка таких занятий: даются предварительные задания, объясняется построение занятия, роль и задача каждого воспитанника, готовятся наглядные пособия;
- продумывается ход занятия с учетом уровня и особенностей как группы в целом, так и отдельных воспитанников, получивших конкретные задания;
- особое внимание уделяется активизации деятельности воспитанников, включая слабых и «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в том или ином виде в активную работу.
Формы подведения итогов по каждому разделу программы:
Для отслеживания уровня усвоения каждого раздела и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс используются следующие формы подведения итогов: собеседование, анализ, занятия контроля ЗУН, конкурсы, выставки работ по разделам, творческие отчеты.
Содержание программы предполагает не только участие воспитанников в коллективной продуктивной деятельности, результатом которой является создание оригинального творческого продукта, но и обеспечивает освоение ими различных видов социального опыта (опыта познавательной деятельности, исполнительской, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений субъектов образовательного процесса).
Важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов коллективной работы. Коллективное творчество по созданию декоративно - прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы. Педагогу при этом принадлежит особая роль. Он является организатором, руководителем и участником одновременно. Особое значение имеет коллективное обсуждение.
Создание «ситуации успеха» обеспечивает уверенность детям при подготовке к выставкам и конкурсам. Достигнутые успехи, даже самые скромные, приводят к существенным изменениям в психическом развитии ребенка, меняется их самооценка, укрепляется вера в себя, повышается уровень работоспособности и творческой активности.
Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей воспитанников:
Необходимо отметить следующие особенности:
- начальный возраст – интенсивное развитие речи. Для этого возраста характерна особая доверчивость, эмоциональная впечатлительность. Правильная организация учебно-воспитательного процесса позволяет приобщить ребенка к посильному производительному труду. В этом возрасте чрезвычайно важно развить творческую инициативу, ответственность и навыки общения и культуры поведения;
- подростковый возраст связан с перестройкой организма. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к независимости и проявляется в повышенной критичности к себе и окружающим.
Их стремление самоутвердиться происходит в душевных переживаниях и самоуверенном поведении, но этот возраст отличается способностью к творчеству, активно идет процесс социализации личности, миропонимания, встает проблема выбора профессии;
- старшеклассники физически и психически сформированы, у них проявляется повышенное увлечение творчеством.
Условия реализации программы:
1. Психолого-педагогические условия:
- Разработка предметного содержания и технологии его использования (вариация вида и формы распределения материала);
- Субъект – субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенного на сотворчестве, оптимизме и т.д;
- Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для детей, неуверенных в себе, с низким уровнем мотивации;
- Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта;
- Взаимодействие со школой и семьей.
2. Материально-техническое обеспечение:
- Наличие стационарного кабинета, оснащенного, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием.
- Материально-техническая база (ножницы, иглы, спицы вязальные, крючки сантиметровую ленту, булавки и подушки для плетения, веревки для плетения и пряжа для вязания различные по фактуре)
3. Условия безопасной жизнедеятельности:
- Соблюдение правил охраны труда детей и правил противопожарной безопасности, с которыми педагог знакомит воспитанников в соответствии с инструкциями.
|