Центр ЮностьВоскресенье, 28.04.2024, 23:29

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Сказкотерапия | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Праздники сегодня

Поиск


Cказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста


Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

 

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

 

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

 

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

 

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

 

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

 Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

 

Упражнение «Волчьи игры»

Цель: снятие напряжение и обыгрывание агрессии.

1 вариант: молодые волки очень любят играть бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый это голова волка, последний – хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтоб каждый ребенок побыл в обоих ролях.

2 вариант: молодые волки (сказка «Три поросенка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.

Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»

Цель: обучение саморегуляции.

Психолог: - Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!

Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.

Упражнение «Водный карнавал»

(для детей с четырех лет)

Ведущий  предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т.д. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит танцоров.

Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».

В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.

 

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются.

 

«Послание»

Дождь лил неделю не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка.

- «Это Послание!» - подумал Пух.

Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна как назло не проплывали.

> Что делать Винни-Пуху?

«Лиса и тетерев»

Бежит лиса, видит - тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:

- Сойди, Тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

> Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тетерев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить.

В рамках сказкотерапии используются арт - терапевтические методы.

 

В лесу

Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом  Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что:

1) сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола;

2) принц Бэн чаще попадал в цель, чем  Кай;

3) принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел.

> Кто же в тот день стрелял лучше всех?    (Принц Бэн).

 

Кормушки

Ослу  пришлось делить корм с лошадью и коровой.

1) Если осел ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.

2) Если лошадь ест овес, то осел ест то, что не ест корова.

3) Если корова ест сено, то осел ест то же, что и лошадь.

> Кто всегда ест из одной и той же кормушки? (осел).

Рисование «Волшебные цветы»

Детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.

«Деревья на песке»

Дети рисуют палочками на песке различные деревья, выкладывают изображения камешками и рассказывают друг другу о своем дереве.

Рисунки на стекле.

Маркерами можно писать на стекле, и надписи хорошо стираются мокрой тряпкой. Пусть дети возьмут маркеры и нарисуют на стекле окна, двери сказочных героев (Колобок, Винни-Пух, Чебурашка)

«Рисуем на асфальте»

Ребенку дают мелки. Рисовать можно все, что хочется. Можно нарисовать коллективный  рисунок. Придумать название и историю картине.

 

Ни одно занятие не обойдется без кукол. Их любят не только маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все время работы возможно не прикоснется ни одна рука, а к самодельным проявляется интерес практически всех людей, оказавшихся в вашем кабинете.

 Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоящих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие и их родителями. 

 

Кукла из коробочки

Необходимые материалы: коробочки из-под чая (250 гр.) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.

Ход работы: крышка коробочки из-под чая удаляется ножницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, исходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираете материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бумагой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и приклеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.

Готовая кукла надевается на ручку ребенка как «варежка». Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.

Веерная кукла

В основе такой куклы изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью мамы или психолога. В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается - и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо - и это уже сказочная маска. Такие куклы хорошо хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. Если у Вас есть желание сделать такие куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.

Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:

- саморегуляция и самоуправление, так как ребенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем, учится, в первую очередь, управлять собой;

- самовыражение через действия и слова куклы;

- отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;

- развитие гибкости поведения и др.

 С целью расслабления в конце занятий часто используются психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.

 

Статическая медитация «Путешествие на облаке»

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни…

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

 

Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»

Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.

- Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.

Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее - застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (Можно показать детям как).

- И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой - и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).

Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.

- Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас – с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение.

Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

В МИРЕ МНОГО СКАЗОК,

ГРУСТНЫХ И СМЕШНЫХ.

И ПРОЖИТЬ НА СВЕТЕ

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ НИХ.

ПУСТЬ ГЕРОИ СКАЗОК

ДАРЯТ НАМ ТЕПЛО,

ПУСТЬ ДОБРО НАВЕКИ

ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

Контактная информация
Тел/факс: 8 (35368) 2-27-56
462781, Оренбургская область, 
ЗАТО Комаровский,
 ул. Южная, д. 19А
E-mail: unost04@mail.ru

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Copyright MyCorp © 2024