Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса в Центре «Юность»
Каждый ребенок многогранен, нестардатен, неисчерпаем. Он приходит в этот мир, чтобы самореализоваться, состояться как индивидуальность. Быть талантливым и гениальным – это значит, максимально реализовать свои сущностные силы. Развитие творчества – это способ и форма существования индивидуальности.
Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, подготавливаясь таким образом к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни.
Учреждения дополнительного образования должны способствовать быстрой адаптации детей к незнакомым социальным условиям (новый педагог, новая группа, новые требования), отрабатывая и закрепляя у детей социально-психологические механизмы вхождения в группу и принятие социальных ролей.
Сегодня трудно представить учебно-воспитательный процесс без социально-психологического сопровождения. Оно стало важнейшим ресурсом, создающим условия для повышения качества образования, гуманизации образовательного процесса и, в случае необходимости, защиты прав его участников.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в МУ ДОД ЦРТД и Ю «Юность» осуществляется педагогом-психологом Душкиной Александрой Александровной.
В социально-психологическом сопровождении заключена возможность выстраивать работу как осмысленный процесс, охватывающий все направления Центра и всех участников взаимодействия. При этом социально-психологическое сопровождение является запланированным, систематическим, целенаправленным, многосторонним, четко организованным и результативным.
Основными направлениями в работе педагога-психолога являются:
1. Диагностика
2. Коррекционно-развивающая работа
3. Консультирование
4. Просвещение
Основными задачами, реализующимися в ходе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются:
-изучение личности воспитанника, формирование банка данных;
-поддержка и защита прав и здоровья воспитанников;
- содействие созданию благоприятного психологического климата в студиях, клубах и учреждении в целом;
- организация дифференцированной работы с различными категориями детей и их родителями;
-развитие индивидуальных особенностей воспитанников; интересов, способностей, отношений;
- содействие созданию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, предупреждение конфликтных ситуаций.
В случае необходимости воспитанник получает коррекционную помощь психолога в виде индивидуальных или групповых занятий.
Родители имеют возможность получить консультации по вопросам обучения и воспитания детей, а также по семейным вопросам (детско-родительские отношения).
В рамках профилизации обучения педагогом-психологом осуществляется помощь подросткам в профессиональном самоопределении: профориентационная диагностика и консультирование.
Педагоги имеют возможность сами получать психологическую помощь в виде тематических консультаций, совместной с психологом подготовке педагогических советов и совещаний.
"Значительное место в деятельности сопровождения отводится работе с так называемыми "проблемными" детьми или детьми «группа риска». Сюда мы относим детей с выраженными признаками дезадаптации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонных к девиантному поведению. Количество таких детей в Центре колеблется в пределах 5%. И здесь очень важна роль социального педагога и психолога.
В соответствии с областной программой Дети Оренбуржья каждый год проводится межведомственная профилактическая акция "Помоги ребёнку".Её целью является выявление детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства, оказание им предметной адресной социальной, психологической или материальной помощи и поддержки.
В Центре, по инициативе социально-психологической службы, организовываются сбор детских игрушек, книг, одежды и обуви, а также денежных средств для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Все собранные вещи и средства передаются в социальный приют «Надежда» (п.Комарово), воспитанникам Центра из малообеспеченных семей. В рамках акции проходят различные мероприятия, тематические беседы, круглые столы.
Социально-психологическая служба нашего учреждения дает рекомендации педагогам по созданию условий для успешной адаптации детей. По данным диагностических исследований 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 уч. годов, проведенных в Центре «Юность», уровень социально-психологической адаптированности воспитанников, соответствует среднему. Распространенный возраст в трудности к адаптации – это дети 7 - 8 лет.
Сложности детей 7 лет в период адаптации:
- адаптация к новой форме жизни (школа);
- адаптация в системе учреждение дополнительного образования;
Задачами педагогов в период адаптации детей являются:
- определение детей, которые занимаются в неблагоприятных условиях (проективные методики, беседы);
- организация системы поддержки детей.
Особенность адаптации в этом возрасте заключается в том, что ребенок испытывает трудности, связанные с привыканием к новым системам требований, новому стилю адаптации. Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на развитие собственно групповых процессов, поддержание благоприятного микроклимата, сплочение.
Создание благоприятного социально-психологического климата в Центре во многом зависит от скоординированного взаимодействия педагога-психолога и социального педагога с другими педагогическими работниками, а также с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Педагог-психолог и заместитель директора по УВР совместно:
- организуют и разрабатывают систему взаимодействия педагогических работников и оказывают им помощь в анализе результатов воспитательной деятельности;
- выявляют социально-психологические проблемы в воспитательном процессе;
- участвуют в разработке психолого-педагогических критериев оценки эффективности воспитательной деятельности Центра;
- оказывают методическую поддержку педагогам, детям, родителям в создании гуманной воспитывающей среды Центра;
- содействуют повышению психолого-педагогической культуры организаторов воспитательного процесса;
Во взаимодействии с руководителем клуба, студии:
- помогают воспитанникам в реализации их творческих способностей, интересов и склонностей;
- создают условия для оптимизации взаимоотношений воспитанников и родителей в ходе клубной работы;
- содействуют вовлечению «трудных», асоциально-ориентированных подростков в клубную работу;
- оказывают методическую и консультационную помощь воспитанникам в оптимизации психолого-педагогического взаимодействия в процессе учебной деятельности;
- анализируют и обобщают результаты педагогических наблюдений по изучению интересов, склонностей, ценностных ориентаций в учебной деятельности воспитанников;
- организуют и проводят индивидуальные беседы и консультации с воспитанниками, испытывающими трудности в учебной деятельности;
Во взаимодействии с педагогом-организатором:
- выявляют интересы, склонности, творческие способности воспитанников для организации групповой и индивидуальной досуговой деятельности;
- способствуют развитию культурного уровня субъектов воспитательного процесса;
- приобщают детей в процессе их социализации к национальным культурным традициям.
В процессе работы отслеживаются следующие результаты:
- установление детьми положительных связей с другими людьми и социальной средой;
- умение учитывать и принимать позицию другого, проявлять готовность к сотрудничеству и оказывать поддержку, помощь;
- развитие элементарных норм поведения и спокойное восприятие обоснованных требований взрослых;
- исправление ошибок воспитательной деятельности и стиля руководства учебно-воспитательным процессом;
- приобретение воспитанниками Центра психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
- умение своим поведением не создавать опасности, угрозы для других, своими действиями не ограничивать свободу окружающих;
- умение в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека;
- приспособление к условиям социальной среды через принятие и усвоение ценностей, норм и стилей поведения.
Важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе и в Центре, чтобы он хотел туда ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и педагоги увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать.
Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;
Выигрываем мы или проигрываем – неважно,
Проявляй лучшее, что в тебе есть.
Дейл Карнеги.