Центр ЮностьСреда, 15.05.2024, 16:01

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Клуб "Шахматное королевство" | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Праздники сегодня

Поиск


Назад

Клуб "Шахматное королевство"

Руководитель Дубровина Оксана Петровна, педагог первой квалификационной категории

«Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения – наука … Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка»

Тигран Петросян.

 

«Обучение шахматной игре должно быть воспитание самостоятельно мыслить»

Э. Ласкер.

 


Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Подытоживая работу с детьми 5-8 лет, посещавшими «Школу радости», В.Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я и представляю то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания  умственных способностей и памяти …»

Игра в шахматы развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре,  становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 5-8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. Возникла необходимость изучения шахматной игры, пришло осознание того, что шахматы пригодны не только для распространения развлечений, но и для серьезной образовательной деятельности. В процессе занятий шахматами дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения они овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, обобщением, обоснованием выводов.

 

Новизна и актуальность программы.

 

 Вот уже много веков люди изучают истины шахмат. В последние годы интерес к этому виду спорта значительно усилился. На развитие шахматного образования обращает внимание и руководство российского образования: достаточно вспомнить известный в шахматных кругах приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004г. «О развитии шахматного образования в системе образования РФ». Это был первый в истории нашей страны специальный чисто шахматный приказ, в соответствии с которым создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е. Карповым и принята Программа мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ на 2004-2006гг.

Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся приобретаемые ими знания, умения, навыки. Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В итоге обучающийся выходит на свою самостоятельную творческую дорогу жизни, в которой шахматы - любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.

Как довести огромный объем полезной и нужной информации до уровня ее практического использования? Задача не из простых. На ее решение как раз и направлена данная программа.

 

Целью программы является развитие интеллектуальных способностей детей путем изучения шахматной игры. Освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств (интеллект, память, внимание, терпение, усидчивость, интуицию, наблюдательность, силу воли).

 

Задачи программы:

- познакомить детей с историей шахмат, обучить правилам шахматной игры;

- систематизировать подходы к изучению шахматной игры;

- научить основам шахматной игры;

- сформировать практический навык игры;

- развивать интеллект ребенка и воспитывать усидчивость, терпение,     внимание, интуицию воспитанников.

 

Программа способствует:

- удовлетворению познавательного интереса обучающегося,

- развитию интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей;

- развитию наглядно-образного мышления, способствует зарождению логического мышления;

- воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность и интуицию.

 

Отличительные особенности программы:


Ключом для решения проблемы ознакомления юных шахматистов с накопленным опытом шахматной борьбы стало выделение в процессе обучения четырех последовательных этапов: ознакомительного, подготовительного, формирующего, развивающего.

Первые два этапа соответствуют первому году обучения, третий и четвертый –  второму и третьему году обучения. Материал для каждого из них подобран таким образом, чтобы он оптимально соответствовал возможностям детей в его освоении. При этом от этапа к этапу возрастает коэффициент понятийной сложности, что позволяет связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и совершенствования личностных качеств воспитанников.

 Особенностью построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения; правда, происходит это с различной глубиной погружения в материал. Высший этап обучения опирается в этих случаях на более высокий уровень развития психических качеств детей.

 

В основе программы лежат следующие идеи:

 

1.  Идея сочетания теории и практики. Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала.

2.  Идея восхождения. В процессе освоения материала учащиеся проходят путь от простого - к сложному. Через какое-то время возвращаются к уже изученным темам, но уже на другом уровне, с учетом приобретенных опыта и знаний, по мере взросления детского коллектива.

3.  Идея творческого самовыражения и самореализации, позволяющая развить и реализовать потенциал личности ребенка. Помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения.

В основе образовательного процесса, лежат основополагающие принципы:

 

1.     Доступности;

2. Индивидуального подхода к детям, постановка задач в практических упражнениях с учетом способностей и характера каждого;

3. Обучение по "спирали”, регулярное возвращение к пройденному материалу и его связь с вновь изученным;

4. Создание на занятиях атмосферы сотрудничества.

 

 По мере занятий шахматами развитие психофизиологических функций обучающихся идет вверх. Наблюдение за поведением детей, анализ их успехов в шахматах позволил составить таблицу достигаемого уровня психических качеств ребенка на различных этапах обучения (используется 100-бальное исчисление).

С опорой на данные таблицы по качественному уровню психических качеств обучающихся составлен учебно-тематический план программы и поурочное планирование для различных этапов обучения. Для занятий подобраны такие методы развивающего обучения, контроля и оценки учебной деятельности, которые оптимально соответствуют возможностям детей и обеспечивают дальнейшее активное формирование психических процессов и свойств личности.

Учебный год делится на три периода:

 

1       Сентябрь – ноябрь – диагностический период.  Педагог проводит диагностику уровня возможностей детей, их познавательного интереса, изучает мотивы и потребности. Это позволяет в дальнейшем выбрать правильные формы и методы работы, наладить благоприятную психологическую атмосферу в коллективе и улучшить учебно-воспитательный процесс.

2       Ноябрь – май – познавательный период.

3       Апрель - май – заключительный период.  Соревнование, как подведение итогов.

 

 

Возраст детей. Программа рассчитана на детей 5-15 лет. В учебные группы принимаются все желающие, без специального отбора.

 

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на три года обучения. Цикл обучения:  2 раза в неделю (144) часа в год.

 

Формы и режим занятий. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ  педагога, сопровождаемый наглядным показом, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, дидактические игры и задания, игровое состязание, занятие с использованием ТСО, шахматный турнир и т.д.

Перед формированием групп проводятся собеседование, тестирование детей, чтобы определить уровень подготовки каждого из них.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по два учебных часа с перерывом на физкультминутки (комплекс упражнений для глаз, позвоночника и т.д.).

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.

Планируемые результаты после 1-го года обучения:

1.     Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах).

2.     Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.

3.     Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).

4.     Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.

Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую планку по сравнению с другими ребятами.

 

Планируемые результаты после 2-го года обучения:

1.     Более глубокое изучение основ шахматной игры, повышение мастерства до уровня спортсменов 4-5 разряда.

2.     Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества воспитанников.

3.     Развитие комбинационного зрения.

4.     Формирование необходимых элементов умственной культуры, психических свойств и устойчивости характера.

5.     Раскрытие творческих способностей, освоение позитивных форм самоутверждения воспитанников.

6.     Формирование навыков самодисциплины, самовоспитания.

Объективно независимые показатели достигнутых результатов – более глубокое изучение школьных предметов, повышение дисциплинированности и самоконтроля в процессе учебы в школе. Объем полученных по программе знаний достаточен для успешного участия в квалификационных турнирах и дальнейшего повышения мастерства путем самообразования.


Планируемые результаты после 3-го года обучения:

1.     Глубокое изучение теории шахматной игры и повышение игрового мастерства до уровня спортсменов 2 и 3 спортивных разрядов.

2.     Приобщение воспитанников к самостоятельной работе над шахматной литературой.

3.     Привлечение воспитанников к шахматным соревнованиям, проводимых в шахматных клубах и командных соревнованиях детских коллективов по планам шахматной Федерации.

 Формы подведения итогов реализации программы:

Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущей, промежуточной и итоговой диагностики. Текущий контроль у детей второго и третьего года обучения осуществляется на каждом занятии, для чего используется домашнее задание. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры, как особая форма оценки результатов освоения материала.

Формами промежуточного и итогового контроля являются конкурсы среди воспитанников на решение задач или нахождение комбинаций,  шахматные турниры, командные соревнования.

Назад

Контактная информация
Тел/факс: 8 (35368) 2-27-56
462781, Оренбургская область, 
ЗАТО Комаровский,
 ул. Южная, д. 19А
E-mail: unost04@mail.ru

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Copyright MyCorp © 2024