Образовательная
программа «Пешеходный туризм» (спортивный туризм и основы спортивного ориентирования)
относится к комплексным программам, "объединяя физкультурно-спортивную и
туристско-краеведческую деятельность обучающихся.
Занятия
спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического
оздоровления, воспитания и развития подростков. Воспитание, обучение и развитие
происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском
маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях,
что особенно важно в условиях все возрастающей гиподинамии школьников с ее
негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность
обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению
ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений,
облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом
возрасте. Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и
умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография
и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина,
особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет
формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их
самоопределения, формирования общей культуры.1
Спортивное ориентирование - это
достаточно молодой и самостоятельный вид спорта. Ориентирование является
необходимым и обязательным элементом действий в туристском походе, поэтому
занятия спортивным ориентированием способствуют совершенствованию умений
передвигаться по незнакомой местности с помощью компаса и карты. В силу своей
специфики - занятий на открытом воздухе и, как правило, в лесной зоне,
спортивное ориентирование имеет большой оздоровительный потенциал. Несмотря на
наличие групповых соревнований, спортивное ориентирование, в основном,
индивидуальный вид спорта, требующий от спортсмена самостоятельности, умения
принимать верные решения в сложных условиях соревновательной обстановки.
Объединение
спортивного туризма и спортивного ориентирования в одной программе позволяет
проявиться различным способностям детей и подростков, а также придает ценность
и самостоятельное значение физическим тренировкам, необходимым при занятиях
спортивным туризмом, превращая их из обязанности в интересный и увлекательный
вид деятельности. Сочетание коллективных действий в спортивной туристской
группе на спортивном маршруте или на туристских соревнованиях, и индивидуальных
действий в условиях соревнований по спортивному ориентированию воспитывает как
умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умения принимать
решения и нести за них индивидуальную ответственность.
Продолжительность
образовательного цикла три года
обучения. Программа первого года - программа начального уровня. Программы
второго и третьего годов обучения - программы совершенствования знаний и
умений, повышения спортивной квалификации.
Программа
предполагает разноуровневые результаты обучения на каждом году обучения.
Учебно-тематический
план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу 6 часов в неделю
на протяжении трех лет обучения.
Во время зимних каникул проводятся
лыжные учебно-тренировочные походы (УТП); в течение майских праздников -
весенние пешие УТП; после окончания учебного года, в июне-августе - летние
пешие УТП. Продолжительность УТП зависит от категории сложности (к. с.) похода
и составляет: для УТП 1 к. с. 6 дней по 8 часов, для УТП 2 к. с. - 8 дней по 8
часов, для УТП 3 к. с. - 10 дней по 8 часов.
Программа рассчитана на
обучающихся 12-16 лет. Специальных
требований к знаниям обучающихся при приеме в объединение нет.
Учебные группы смешанные,
разновозрастные. Особенности
физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности
развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время
занятий, соревнований и походов.
Количество детей в группах начальной подготовки первого года обучения 12-15
человек, что удовлетворяет требованиям к числу участников пеших походов первой
категории сложности (6-15 человек), определенным инструкцией по организации и
проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с
учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение № 1 к
приказу № 293 от 13.07.92 г. Министерства образования РФ). На втором и третьем
годах обучения, количество обучающихся снижается до 8 - 10 человек, что вызвано
необходимостью формирования устойчивого спортивного туристского коллектива,
возрастающим объемом практической работы по технике и тактике спортивного
туризма, а также увеличением тренировочных и соревновательных нагрузок по спортивному
ориентированию, требую щих от педагога
дифференцированного подхода и индивидуальной работы с обучающимися.
За основу при разработке данной
образовательной программы взяты:
программа начальной подготовки обучающихся в объединениях
туристско-краеведческого профиля «Юные туристы» (Ю. С. Константинов и др.),
программа начальной туристской подготовки по пешеходному туризму НТП-Б и
программы подготовки юных спортсменов-ориентировщиков 1 - 3 года обучения.
Программы были переработаны в соответствии со спецификой занятий объединения
школьников в объеме 6-часовой учебной нагрузки в неделю с учетом использования
технико-тактической подготовки для соревнований по ориентированию в качестве
средства для достижения оптимального уровня физической и морально-волевой
подготовленности обучающихся к учебно-тренировочному спортивному походу, и в
качестве средства обучения, воспитания и развития обучающихся, способствующего
достижению целей программы. При этом соотношение аудиторных часов и занятий на
местности составляет 1:5.
Цели программы:
• обучающий аспект усвоение
подростками, занимающимися в объединении, знаний о туристских возможностях РФ и
района путешествий, знаний и умений, необходимых для участия в пешем походе
второй категории сложности, совершения зачетного похода первой или второй
категории сложности, выполнения норматива третьего разряда по туризму;
•
воспитательный
аспект - главное в воспитании -
приобретение обучающимися личного социального опыта, необходимого им для
полноценной дальнейшей жизни в обществе. Исходя из этого, общей целью
воспитательной работы по программе можно принять одно из определений целей
воспитания -«формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим
собой». Раскрывается это общее понятие цели в подцелях: воспитание в подростке
качеств, необходимых для его социальной адаптации в обществе, полноценного и
свободного проживания в туристском коллективе и обществе в соответствии с
социальными нормами и условиями; приобретение опыта коммуникативной, эмоциональной,
физической, умственной и трудовой деятельности, приобретение опыта творческой
деятельности, а также опыта общественных и личностных отношений, позволяющих
ему с минимальными потерями адаптироваться к изменяющимся условиям социальной
жизни; формирование эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям, к самому
себе;
•
развивающий
аспект - развитие потенциальных
способностей подростка: укрепление здоровья и достижение физического уровня
развития, необходимых для участия в спортивном туристском походе 3 к.с. и в
соревнованиях по ориентированию на дистанциях класса массовых разрядов,
развитие творческого воображения, умения принимать самостоятельные решения и
нести за них ответственность, развитие общественной активности обучающихся.
Задачи,
которые необходимо решить, чтобы
достичь целей программы:
•
в обучении - овладение знаниями и умениями, необходимыми для
участия в пеших походах первой-второй категории сложности и участия в
соревнованиях по ориентированию на дистанциях класса массовых разрядов в соответствующей
возрастной группе. У обучающихся должны быть выработаны устойчивые навыки
самостоятельной работы с картой, как во время соревнований, так и в условиях
спортивного похода, а также навыки разнообразной деятельности, необходимой при
подготовке и проведении пешего туристского похода. На основе совокупности
приобретенных знаний и навыков обучающиеся должны приобрести умения выполнять
разнообразные действия по применению полученных знаний и навыков в новой,
нестандартной обстановке спортивных соревнований и походов;
•
в воспитании - приоритетными в содержании воспитательной работы
будут задачи коммуникативного и коллективного воспитания, экологического
воспитания, физического воспитания и нравственного воспитания. Необходимо
научить подростка вести себя в коллективе туристской группы и обществе таким
образом, чтобы он своими действиями не наносил вреда природе, окружающим и
самому себе. В то же время обучающиеся должны уметь аргументировано, и с
достоинством отстаивать собственное мнение, не вставая на путь конформизма,
сохраняя свою индивидуальность при совместной коллективной работе. Особенность
туризма в том, что он воспитывает навыки коллективных действий, в то время как
спортивное ориентирование, в основном, способствует воспитанию личной ответственности
и обладания индивидуальных форм работы, как во время тренировок, так и во время
соревнований. Одновременное занятие этими видами спорта, использование
спортивного ориентирования как вспомогательного средства в процессе подготовки
к спортивному походу позволяет решить задачи воспитания общественно активного и
ответственного гражданина;
• в
развитии - развитие познавательных, физических, нравственных способностей
обучающихся путем использования их потенциальных возможностей способствует
формированию личности ребенка, поэтому важно приучить его к здоровому образу
жизни, развить в нем стремление к активному и содержательному проведению
свободного времени. Следует развить в нем умение творчески подходить к решению
возникающих проблем, как во время занятий, соревнований, так и в походе - это
поможет в самоутверждении и
самоопределении.
При работе
по программе в качестве основной выбрана технология разноуровневого обучения,
предусматривающая три уровня обучения: начальный, базовый и вариативный
(творческий). Начальным уровнем знаний и умений должны овладеть все
обучающиеся. Это знания и умения по темам 2; 4; 5; 7; 9; 11; 12; 14. Базовым
уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил
коммуникации и общения. Вариативный (творческий) уровень предполагает
мелкогрупповую и индивидуальную работу педагога с обучающимися, нацеленными на
рост спортивных результатов в ориентировании, спортивном многоборье или
спортивных походах, углубленное изучение отдельных тем с возможным
использованием индивидуальных планов по этим темам и образовательным областям.
Конечно, такой подход подразумевает большую самостоятельную работу обучающихся,
фактически, обучающиеся, достигшие вариативного уровня, находятся в режиме
самообучения и самовоспитания. Педагог оказывает им консультационную помощь,
способствует поддержанию их мотивации и контролирует полученные результаты с
целью коррекции хода учебно-воспитательного процесса, постановки новых целей
перед обучающимися или отмены целей, достижение которых нереально или требует
от обучающихся чрезмерных усилий.
II.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа
рассчитана на подростков, преимущественно, 12 - 16 лет, находящихся в возрасте,
когда происходят глубокие физиологические изменения организма, бурно
развивается психика, поэтому педагогу необходимо знать и учитывать в своей
работе особенности физического развития и психологические особенности поведения
детей и подростков.
Не исключено, что на занятия будут
приходить младшие подростки в возрасте 11 лет. Таких детей, безусловно, следует
привлекать к занятиям, поскольку они чрезвычайно любознательны и могут в
перспективе составить «ядро» будущей группы. Подростки чрезвычайно активны в
этом возрасте, «ищут себя», часто меняя за одно полугодие несколько объединений.
Это естественный процесс и к нему следует относиться спокойно. Очень важным
становится для них мнение сверстников, общественное мнение. Они еще не умеют
анализировать собственные поступки, свои успехи и неудачи, а поэтому каждая
неудача вызывает у них чувство неуверенности и даже переживание своей
неполноценности. Вот почему важно оградить обучающихся от первых возможных
неудач, поддерживать в них ощущение, что «все получится», создавать «ситуации
успеха», которые позволили бы ощутить чувство уверенности в себе.
В этом возрасте у подростков еще
недостаточно сформированы навыки самостоятельных действий, но уже резко
выражено стремление к самоутверждению. Поэтому следует таким образом давать
задания, строить общение, чтобы подростки ощущали себя на уровне предъявляемых
требований -это позволяет поддерживать в них высокую самооценку, особенно
важную в подростковом возрасте. Отношение старших подростков играет также
немаловажную роль. Более опытные, они помогают овладевать основами туристских
навыков, поддерживая благожелательные отношения в объединении.
Подростки в
возрасте 13-14 лет обладают ярко выраженным стремлением к независимости и
самостоятельности. Поэтому при общении с ними менее всего подходит менторский
тон, прямое требование и непосредственное давление. Гораздо эффективнее
становится просто предложение о помощи или ненавязчивый опосредованный совет.
Именно в этом возрасте они усваивают определенные нормы взаимоотношений и
начинают видеть различия в несоответствии предъявляемых к ним требованиям и
реально наблюдаемыми явлениями. Если же у подростка уже сформированы или
формируются неверные моральные установки, то педагогу необходимо найти
доказательства их несостоятельности.
Естественное в подростковом
возрасте стремление обучающихся к самостоятельности и овладению умениями в
выбранном виде деятельности необходимо поддерживать, поручая подросткам все
более сложные дела. Не нужно бояться при этом возможных ошибок, ведь подобные
ошибки -естественное следствие процесса накопления опыта.
Юноши и девушки в
возрасте 15-16 лет уже не только отдают себе отчет в поступках, но и отчетливо
представляют, что они хотят получить от занятий в объединении. Они пытаются (и
это часто получается) сами себя оценить, понять, на что они способны,
чувствовать силу своего «Я». Прямолинейность, бескомпромиссность, иногда
бестактность в поведении и поступках - это проявление «кризиса идентичности»,
неумения определиться, кем же на самом деле является юноша или девушка в жизни,
тот ли он человек, каким он себя ощущает. В этом возрасте юноши и девушки
способны к осознанным самостоятельным действиям, и, по сути, являются уже
полноправными (с поправкой на объем знаний и жизненный опыт) помощниками
педагога в совместных действиях.
Учет особенностей возрастной
психологии позволяет наиболее эффективно и в то же время бережно, не травмируя
психику обучающихся достигать поставленных в программе целевых ориентиров.
Воспитательные
возможности занятий туризмом огромны. Так, тема «из истории развития туризма в
стране» позволяет не только увидеть исторические корни туризма, представить
историю путешествий в лицах, ощутить традиции туризма в стране, но и показать
современный уровень развития спортивного туризма, его героев, их достижения.
Эта тема позволяет обучающимся усвоить традиции туризма и увидеть перспективы
занятий этим видом деятельности. Целесообразно использовать на занятиях по этой
теме видео- и кинофильмы, слайды, можно привлечь к занятию опытных туристов,
имеющих большой опыт сложных походов.
Занятия по теме
«техника и тактика пешеходного туризма», занятия ориентированием также имеют
огромный воспитательный потенциал. В программе приоритетными выделены задачи
коммуникативного и коллективного воспитания, экологического воспитания,
физического воспитания и нравственного воспитания. Педагог может использовать в
воспитательных целях естественные и искусственно созданные воспитывающие
ситуации: разгрузка «заболевшего» участника, разведку пути, выбор наиболее
оптимального варианта движения и т.д.
Отдельной
строкой стоит нравственное воспитание. Еще древнегреческий философ Протагор
говорил, что в особых учителях добродетели нет нужды, ибо все учителя учат
добродетели. Нравственное воспитание не осуществляется словами, его основной
инструмент - поступки, оно осуществляется через силу собственного примера.
Поэтому педагогу следует постоянно помнить, общаясь с детьми и подростками, что
«моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами»
(А.Швейцер).
Основным результатом
воспитательной работы педагога с обучающимися будет не только усвоение
культурных ценностей и приобретение личного социального опыта, но и способность
обучающихся к самовоспитанию.
Спортивный
туризм, спортивное ориентирование и туристское многоборье входят в Единую
спортивную классификацию. Поэтому целесообразно показать обучающимся
перспективы спортивного роста, ориентировать их на продолжение занятий
спортивным туризмом или спортивным ориентированием и по завершении обучения по
программе. Помощь окончившим обучение может оказываться в информировании их о
возможностях совершить спортивный поход, принять участие в соревнованиях по
спортивному ориентированию или туристскому многоборью, продолжить обучение в
системе подготовки туристских кадров в спортивном туризме, на курсах
организаторов и инструкторов детско-юношеского туризма.
На втором и
третьем году обучения объем индивидуальной работы по теме «технико-тактическая
подготовка для соревнований по ориентированию» увеличивается. Реальные объемы
индивидуальной работы определяются педагогом, в зависимости от уровня
подготовки обучающихся.
Темы
«техника и тактика пешеходного туризма», «организация туристского быта»,
«привалы и ночлеги», «оказание доврачебной медицинской помощи» изучаются, в
основном, в походных условиях: в походах выходного дня и в учебно-тренировочных
походах, а также в условиях занятий на местности. Вследствие того, что
программа не несет явно выраженной краеведческой направленности и является
программой физкультурно-спортивного направления, тема «наблюдения в туристском
походе» имеет отчетливый прикладной характер и включает наблюдения,
непосредственно необходимые туристу при совершении "спортивного похода.
Тем не менее, чрезвычайно важно воспитать в юных туристах бережное отношение к
природе, передать им основы экологических знаний, привить понимание того, что,
на самом деле, Земля не только велика, чтобы относиться к ней потребительски. Расширение
общего кругозора туристов и приобщения к
культуре и традициям страны следует максимально использовать возможности совершения
интересных экскурсий в районах путешествий.
Современный
спортивный туризм включает в себя два вида туристско-спортивных соревнований -
соревнований по туристскому многоборью и соревнований по спортивным походам.
Тема «туристские соревнования» позволяет обучающимся увидеть, как проходят
соревнования по туристскому многоборью, попробовать в них свои силы. Вполне
возможно, что некоторым обучающимся придется по вкусу работа туристской группы
в условиях ограничения времени и судейского контроля правильности исполнения
технических элементов.
Обучение в
условиях свободного выбора детьми видов и форм деятельности предполагает
минимальное использование классно-урочных форм, преобладание совместной
деятельности педагога и учащихся, самостоятельную работу обучающихся под
наблюдением педагога, различные формы взаимного контроля и самоконтроля
обучающихся. Процесс обучения должен быть по возможности «скрыт» от
обучающихся, желательно, чтобы он представлял собой самообучение под
руководством педагога.
Одним из путей реализации
потенциала детей и подростков при работе по программе может служить применение
адаптивных технологий обучения. Конечно, нельзя сказать, что разноуровневая
технология не является адаптивной, но она может быть дополнена адаптивными
технологиями с целью повышения ее эффективности. Особенность адаптивных
технологий в последовательности фаз обучения: 1) объяснение учебного материала,
2) индивидуальная работа педагога с обучающимися на занятии, 3) самостоятельная
работа обучающихся по схеме ученик-ученик, ученик-группа учеников. При таком
построении занятий вариативность организации обучения позволяет сделать эту
технологию универсальной. Можно изменять продолжительность и последовательность
этапов обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Учреждения
дополнительного образования всегда несли функцию воспитания подрастающего
поколения. Проблема методов воспитания была и остается одной из наиболее
сложных и неоднозначных, особенно спорен вопрос об операциональное достижения
воспитательных целей программы.
Тем не менее, педагогический опыт
выработал три наиболее крупные группы методов, применение которых позволяет достичь
определенных