Центр ЮностьВторник, 14.05.2024, 09:18

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Туристический клуб "Горизонт" | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Праздники сегодня

Поиск


Назад

Туристический клуб "Горизонт"

Руководитель Мартынов Денис Геннадьевич


 

Образовательная программа «Пешеходный туризм» (спортивный туризм и основы спортивного ориентирования) относится к комплексным программам, "объединяя физкультурно-спортивную и туристско-краеведческую деятельность обучающихся.

Занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях все возрастающей гиподинамии школьников с ее негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом возрасте. Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их самоопределения, формирования общей культуры.1

Спортивное ориентирование - это достаточно молодой и самостоятельный вид спорта. Ориентирование является необходимым и обязательным элементом действий в туристском походе, поэтому занятия спортивным ориентированием способствуют совершенствованию умений передвигаться по незнакомой местности с помощью компаса и карты. В силу своей специфики - занятий на открытом воздухе и, как правило, в лесной зоне, спортивное ориентирование имеет большой оздоровительный потенциал. Несмотря на наличие групповых соревнований, спортивное ориентирование, в основном, индивидуальный вид спорта, требующий от спортсмена самостоятельности, умения принимать верные решения в сложных условиях соревновательной обстановки.

Объединение спортивного туризма и спортивного ориентирования в одной программе позволяет проявиться различным способностям детей и подростков, а также придает ценность и самостоятельное значение физическим тренировкам, необходимым при занятиях спортивным туризмом, превращая их из обязанности в интересный и увлекательный вид деятельности. Сочетание коллективных действий в спортивной туристской группе на спортивном маршруте или на туристских соревнованиях, и индивидуальных действий в условиях соревнований по спортивному ориентированию воспитывает как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умения принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность.

Продолжительность образовательного цикла три года обучения. Программа первого года - программа начального уровня. Программы второго и третьего годов обучения - программы совершенствования знаний и умений, повышения спортивной квалификации.

Программа предполагает разноуровневые результаты обучения на каждом году обучения.

Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу 6 часов в неделю на протяжении трех лет обучения.

Во время зимних каникул проводятся лыжные учебно-тренировочные походы (УТП); в течение майских праздников - весенние пешие УТП; после окончания учебного года, в июне-августе - летние пешие УТП. Продолжительность УТП зависит от категории сложности (к. с.) похода и составляет: для УТП 1 к. с. 6 дней по 8 часов, для УТП 2 к. с. - 8 дней по 8 часов, для УТП 3 к. с. - 10 дней по 8 часов.

Программа рассчитана на обучающихся 12-16 лет. Специальных требований к знаниям обучающихся при приеме в объединение нет.

Учебные группы смешанные, разновозрастные. Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.

Количество детей в группах начальной подготовки первого года обучения 12-15 человек, что удовлетворяет требованиям к числу участников пеших походов первой категории сложности (6-15 человек), определенным инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение № 1 к приказу № 293 от 13.07.92 г. Министерства образования РФ). На втором и третьем годах обучения, количество обучающихся снижается до 8 - 10 человек, что вызвано необходимостью формирования устойчивого спортивного туристского коллектива, возрастающим объемом практической работы по технике и тактике спортивного туризма, а также увеличением тренировочных и соревновательных нагрузок по спортивному ориентированию, требую     щих от педагога дифференцированного подхода и индивидуальной работы с обучающимися.

За основу при разработке данной образовательной программы взяты: программа начальной подготовки обучающихся в объединениях туристско-краеведческого профиля «Юные туристы» (Ю. С. Константинов и др.), программа начальной туристской подготовки по пешеходному туризму НТП-Б и программы подготовки юных спортсменов-ориентировщиков 1 - 3 года обучения. Программы были переработаны в соответствии со спецификой занятий объединения школьников в объеме 6-часовой учебной нагрузки в неделю с учетом использования технико-тактической подготовки для соревнований по ориентированию в качестве средства для достижения оптимального уровня физической и морально-волевой подготовленности обучающихся к учебно-тренировочному спортивному походу, и в качестве средства обучения, воспитания и развития обучающихся, способствующего достижению целей программы. При этом соотношение аудиторных часов и занятий на местности составляет 1:5.

Цели программы:

• обучающий аспект усвоение подростками, занимающимися в объединении, знаний о туристских возможностях РФ и района путешествий, знаний и умений, необходимых для участия в пешем походе второй категории сложности, совершения зачетного похода первой или второй категории сложности, выполнения норматива третьего разряда по туризму;

       воспитательный аспект - главное в воспитании - приобретение обучающимися личного социального опыта, необходимого им для полноценной дальнейшей жизни в обществе. Исходя из этого, общей целью воспитательной работы по программе можно принять одно из определений целей воспитания -«формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой». Раскрывается это общее понятие цели в подцелях: воспитание в подростке качеств, необходимых для его социальной адаптации в обществе, полноценного и свободного проживания в туристском коллективе и обществе в соответствии с социальными нормами и условиями; приобретение опыта коммуникативной, эмоциональной, физической, умственной и трудовой деятельности, приобретение опыта творческой деятельности, а также опыта общественных и личностных отношений, позволяющих ему с минимальными потерями адаптироваться к изменяющимся условиям социальной жизни; формирование эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе;

       развивающий аспект - развитие потенциальных способностей подростка: укрепление здоровья и достижение физического уровня развития, необходимых для участия в спортивном туристском походе 3 к.с. и в соревнованиях по ориентированию на дистанциях класса массовых разрядов, развитие творческого воображения, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, развитие общественной активности обучающихся.

Задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь целей программы:

       в обучении - овладение знаниями и умениями, необходимыми для участия в пеших походах первой-второй категории сложности и участия в соревнованиях по ориентированию на дистанциях класса массовых разрядов в соответствующей возрастной группе. У обучающихся должны быть выработаны устойчивые навыки самостоятельной работы с картой, как во время соревнований, так и в условиях спортивного похода, а также навыки разнообразной деятельности, необходимой при подготовке и проведении пешего туристского похода. На основе совокупности приобретенных знаний и навыков обучающиеся должны приобрести умения выполнять разнообразные действия по применению полученных знаний и навыков в новой, нестандартной обстановке спортивных соревнований и походов;

       в воспитании - приоритетными в содержании воспитательной работы будут задачи коммуникативного и коллективного воспитания, экологического воспитания, физического воспитания и нравственного воспитания. Необходимо научить подростка вести себя в коллективе туристской группы и обществе таким образом, чтобы он своими действиями не наносил вреда природе, окружающим и самому себе. В то же время обучающиеся должны уметь аргументировано, и с достоинством отстаивать собственное мнение, не вставая на путь конформизма, сохраняя свою индивидуальность при совместной коллективной работе. Особенность туризма в том, что он воспитывает навыки коллективных действий, в то время как спортивное ориентирование, в основном, способствует воспитанию личной ответственности и обладания индивидуальных форм работы, как во время тренировок, так и во время соревнований. Одновременное занятие этими видами спорта, использование спортивного ориентирования как вспомогательного средства в процессе подготовки к спортивному походу позволяет решить задачи воспитания общественно активного и ответственного гражданина;

• в развитии - развитие познавательных, физических, нравственных способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей способствует формированию личности ребенка, поэтому важно приучить его к здоровому образу жизни, развить в нем стремление к активному и содержательному проведению свободного времени. Следует развить в нем умение творчески подходить к решению возникающих проблем, как во время занятий, соревнований, так и в походе - это поможет в  самоутверждении и самоопределении.

При работе по программе в качестве основной выбрана технология разноуровневого обучения, предусматривающая три уровня обучения: начальный, базовый и вариативный (творческий). Начальным уровнем знаний и умений должны овладеть все обучающиеся. Это знания и умения по темам 2; 4; 5; 7; 9; 11; 12; 14. Базовым уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил коммуникации и общения. Вариативный (творческий) уровень предполагает мелкогрупповую и индивидуальную работу педагога с обучающимися, нацеленными на рост спортивных результатов в ориентировании, спортивном многоборье или спортивных походах, углубленное изучение отдельных тем с возможным использованием индивидуальных планов по этим темам и образовательным областям. Конечно, такой подход подразумевает большую самостоятельную работу обучающихся, фактически, обучающиеся, достигшие вариативного уровня, находятся в режиме самообучения и самовоспитания. Педагог оказывает им консультационную помощь, способствует поддержанию их мотивации и контролирует полученные результаты с целью коррекции хода учебно-воспитательного процесса, постановки новых целей перед обучающимися или отмены целей, достижение которых нереально или требует от обучающихся чрезмерных усилий.

 

 

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Программа рассчитана на подростков, преимущественно, 12 - 16 лет, находящихся в возрасте, когда происходят глубокие физиологические изменения организма, бурно развивается психика, поэтому педагогу необходимо знать и учитывать в своей работе особенности физического развития и психологические особенности поведения детей и подростков.

Не исключено, что на занятия будут приходить младшие подростки в возрасте 11 лет. Таких детей, безусловно, следует привлекать к занятиям, поскольку они чрезвычайно любознательны и могут в перспективе составить «ядро» будущей группы. Подростки чрезвычайно активны в этом возрасте, «ищут себя», часто меняя за одно полугодие несколько объединений. Это естественный процесс и к нему следует относиться спокойно. Очень важным становится для них мнение сверстников, общественное мнение. Они еще не умеют анализировать собственные поступки, свои успехи и неудачи, а поэтому каждая неудача вызывает у них чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Вот почему важно оградить обучающихся от первых возможных неудач, поддерживать в них ощущение, что «все получится», создавать «ситуации успеха», которые позволили бы ощутить чувство уверенности в себе.

В этом возрасте у подростков еще недостаточно сформированы навыки самостоятельных действий, но уже резко выражено стремление к самоутверждению. Поэтому следует таким образом давать задания, строить общение, чтобы подростки ощущали себя на уровне предъявляемых требований -это позволяет поддерживать в них высокую самооценку, особенно важную в подростковом возрасте. Отношение старших подростков играет также немаловажную роль. Более опытные, они помогают овладевать основами туристских навыков, поддерживая благожелательные отношения в объединении.

Подростки в возрасте 13-14 лет обладают ярко выраженным стремлением к независимости и самостоятельности. Поэтому при общении с ними менее всего подходит менторский тон, прямое требование и непосредственное давление. Гораздо эффективнее становится просто предложение о помощи или ненавязчивый опосредованный совет. Именно в этом возрасте они усваивают определенные нормы взаимоотношений и начинают видеть различия в несоответствии предъявляемых к ним требованиям и реально наблюдаемыми явлениями. Если же у подростка уже сформированы или формируются неверные моральные установки, то педагогу необходимо найти доказательства их несостоятельности.

Естественное в подростковом возрасте стремление обучающихся к самостоятельности и овладению умениями в выбранном виде деятельности необходимо поддерживать, поручая подросткам все более сложные дела. Не нужно бояться при этом возможных ошибок, ведь подобные ошибки -естественное следствие процесса накопления опыта.

Юноши и девушки в возрасте 15-16 лет уже не только отдают себе отчет в поступках, но и отчетливо представляют, что они хотят получить от занятий в объединении. Они пытаются (и это часто получается) сами себя оценить, понять, на что они способны, чувствовать силу своего «Я». Прямолинейность, бескомпромиссность, иногда бестактность в поведении и поступках - это проявление «кризиса идентичности», неумения определиться, кем же на самом деле является юноша или девушка в жизни, тот ли он человек, каким он себя ощущает. В этом возрасте юноши и девушки способны к осознанным самостоятельным действиям, и, по сути, являются уже полноправными (с поправкой на объем знаний и жизненный опыт) помощниками педагога в совместных действиях.

Учет особенностей возрастной психологии позволяет наиболее эффективно и в то же время бережно, не травмируя психику обучающихся достигать поставленных в программе целевых ориентиров.

 

Воспитательные возможности занятий туризмом огромны. Так, тема «из истории развития туризма в стране» позволяет не только увидеть исторические корни туризма, представить историю путешествий в лицах, ощутить традиции туризма в стране, но и показать современный уровень развития спортивного туризма, его героев, их достижения. Эта тема позволяет обучающимся усвоить традиции туризма и увидеть перспективы занятий этим видом деятельности. Целесообразно использовать на занятиях по этой теме видео- и кинофильмы, слайды, можно привлечь к занятию опытных туристов, имеющих большой опыт сложных походов.

Занятия по теме «техника и тактика пешеходного туризма», занятия ориентированием также имеют огромный воспитательный потенциал. В программе приоритетными выделены задачи коммуникативного и коллективного воспитания, экологического воспитания, физического воспитания и нравственного воспитания. Педагог может использовать в воспитательных целях естественные и искусственно созданные воспитывающие ситуации: разгрузка «заболевшего» участника, разведку пути, выбор наиболее оптимального варианта движения и т.д.

Отдельной строкой стоит нравственное воспитание. Еще древнегреческий философ Протагор говорил, что в особых учителях добродетели нет нужды, ибо все учителя учат добродетели. Нравственное воспитание не осуществляется словами, его основной инструмент - поступки, оно осуществляется через силу собственного примера. Поэтому педагогу следует постоянно помнить, общаясь с детьми и подростками, что «моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер).

Основным результатом воспитательной работы педагога с обучающимися будет не только усвоение культурных ценностей и приобретение личного социального опыта, но и способность обучающихся к самовоспитанию.

 

Спортивный туризм, спортивное ориентирование и туристское многоборье входят в Единую спортивную классификацию. Поэтому целесообразно показать обучающимся перспективы спортивного роста, ориентировать их на продолжение занятий спортивным туризмом или спортивным ориентированием и по завершении обучения по программе. Помощь окончившим обучение может оказываться в информировании их о возможностях совершить спортивный поход, принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию или туристскому многоборью, продолжить обучение в системе подготовки туристских кадров в спортивном туризме, на курсах организаторов и инструкторов детско-юношеского туризма.

 

На втором и третьем году обучения объем индивидуальной работы по теме «технико-тактическая подготовка для соревнований по ориентированию» увеличивается. Реальные объемы индивидуальной работы определяются педагогом, в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

 

Темы «техника и тактика пешеходного туризма», «организация туристского быта», «привалы и ночлеги», «оказание доврачебной медицинской помощи» изучаются, в основном, в походных условиях: в походах выходного дня и в учебно-тренировочных походах, а также в условиях занятий на местности. Вследствие того, что программа не несет явно выраженной краеведческой направленности и является программой физкультурно-спортивного направления, тема «наблюдения в туристском походе» имеет отчетливый прикладной характер и включает наблюдения, непосредственно необходимые туристу при совершении "спортивного похода. Тем не менее, чрезвычайно важно воспитать в юных туристах бережное отношение к природе, передать им основы экологических знаний, привить понимание того, что, на самом деле, Земля не только велика, чтобы относиться к ней потребительски. Расширение  общего кругозора туристов и приобщения к культуре и традициям страны следует максимально использовать возможности совершения интересных экскурсий в районах путешествий.

 

Современный спортивный туризм включает в себя два вида туристско-спортивных соревнований - соревнований по туристскому многоборью и соревнований по спортивным походам. Тема «туристские соревнования» позволяет обучающимся увидеть, как проходят соревнования по туристскому многоборью, попробовать в них свои силы. Вполне возможно, что некоторым обучающимся придется по вкусу работа туристской группы в условиях ограничения времени и судейского контроля правильности исполнения технических элементов.

 

Обучение в условиях свободного выбора детьми видов и форм деятельности предполагает минимальное использование классно-урочных форм, преобладание совместной деятельности педагога и учащихся, самостоятельную работу обучающихся под наблюдением педагога, различные формы взаимного контроля и самоконтроля обучающихся. Процесс обучения должен быть по возможности «скрыт» от обучающихся, желательно, чтобы он представлял собой самообучение под руководством педагога.

Одним из путей реализации потенциала детей и подростков при работе по программе может служить применение адаптивных технологий обучения. Конечно, нельзя сказать, что разноуровневая технология не является адаптивной, но она может быть дополнена адаптивными технологиями с целью повышения ее эффективности. Особенность адаптивных технологий в последовательности фаз обучения: 1) объяснение учебного материала, 2) индивидуальная работа педагога с обучающимися на занятии, 3) самостоятельная работа обучающихся по схеме ученик-ученик, ученик-группа учеников. При таком построении занятий вариативность организации обучения позволяет сделать эту технологию универсальной. Можно изменять продолжительность и последовательность этапов обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Учреждения дополнительного образования всегда несли функцию воспитания подрастающего поколения. Проблема методов воспитания была и остается одной из наиболее сложных и неоднозначных, особенно спорен вопрос об операциональное достижения воспитательных целей программы.

Тем не менее, педагогический опыт выработал три наиболее крупные группы методов, применение которых позволяет достичь определенных


результатов в воспитании обучающихся. Безусловно, применение этих методов педагогом при реализации программы необходимо на всех этапах.

Первая, наиболее существенная группа методов - методы изменения деятельности и общения. Так, приходящим новичкам в возрасте 12 - 13 лет "интересны одни виды деятельности, а по мере взросления необходимо выбирать адекватные возрасту и умениям обучающихся новые виды деятельности, переходить от элементарных видов походов к сложным, давать возможность детям самостоятельно проходить отдельные участки маршрута (конечно, под наблюдением педагога), переходить от элементарных форм оформления отчета к более сложным с использованием современных технических средств, вводить элементы журналистики в процесс обработки результатов похода и т.д. Необходимо искать виды деятельности и общения, позволяющие преодолеть ситуации, когда обучающиеся «перерастают» предлагаемые им виды деятельности, в силу чего сама деятельность в объединении перестает быть для них привлекательной. В таких ситуациях необходимо изменить смысл этой деятельности, выполнить новыми элементами общение. Это трудная задача, но педагогу приходится решать ее постоянно, ведь ребенок ходит к нему на занятия добровольно, и если теряется смысл деятельности, то дети уходят из объединения.

Вторая важная группа методов - методы изменения отношений. Здесь используются такие методы как соблюдение норм, традиций и обычаев коллектива; убеждения, беседы, внушения; методы психологического тренинга и методы воспитывающих ситуаций, благо занятия туризмом и ориентированием предоставляют для этого безграничные возможности.

Третья группа методов - методы изменения компонентов воспитательной системы. Постановка новых целей перед обучающимися, изучение истории туризма и ориентирования, изучение районов путешествий и их наиболее примечательных мест, посещение музеев, памятников и других достопримечательных мест в районе путешествия позволяют открыть новые грани в обучающихся, сформировать необходимое обществу эмоционально-ценностное отношение к миру природы и выбранному виду деятельности, создавать новые традиции.

Развитие личности обучающегося происходит в условиях коллективной и индивидуальной деятельности, когда из новичка, осваивающего основы туризма и ориентирования, он превращается в умелого, опытного туриста и спортсмена, изменяющего и совершенствующего самого себя, как личность и становится помощником руководителя, его надежной «опорой» в походной жизни.

Рекомендуется строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы сфера занятий спортом и туризмом не стала для обучающихся «раковиной для улитки», важно развивать в них ростки самостоятельности через различные формы приобретения социального опыта проживания разнообразных ситуаций, поддерживать в них «ощущение успеха», способствующее развитию уверенности, независимости, облегчающее процесс самоутверждения в обществе особенно остро переживаемый в подростковом возрасте.

И обучение, и воспитание и развитие не являются изолированными друг от друга областями педагогической деятельности.

Назад

Контактная информация
Тел/факс: 8 (35368) 2-27-56
462781, Оренбургская область, 
ЗАТО Комаровский,
 ул. Южная, д. 19А
E-mail: unost04@mail.ru

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Copyright MyCorp © 2024