Дополнительная
образовательная программа клуба «Компьютерный гений» направлена на формирование у подростков ряда компетенций посредством изучения информационных технологий (Web и программы для
создания компьютерной графики) в условиях учреждения дополнительного
образования детей.
Социально-экономические
условия, складывающиеся в нашей стране в последние
десятилетия, остро поставили перед подрастающим поколением проблему осознания своего места в новой рыночной системе труда и связанную с этим личную конкурентоспособность. Конкурентоспособность же любого человека во многом зависит от его умения овладевать новыми технологиями, самостоятельно организовывать внешние и внутренние ресурсы для достижения
поставленной цели. Социально-экономическая и общественная ситуация, сложившаяся в настоящий момент, требует от современных детей и подростков высокой степени готовности получать образование и развиваться в нестабильном, быстро изменяющемся обществе.
Глобальные
информационные сети - одно из основных достижений человечества в области информационных технологий, главная примета вхождения в эпоху информационного общества. Делая возможным общение людей на огромных
расстояниях, глобальные сети расширили возможности образования и профессиональной деятельности. Самой известной глобальной сетью является
Internet, которая представляет собой объединение огромного числа сетей. Поэтому особо актуальной и востребованной становится задача развития у
детей способностей грамотного поиска, использования и
критического осмысления информации, почерпнутой из Internet, и умений
самостоятельного размещения в мировой сети различной информации.
Освоение
воспитанником Web-технологий
позволяет сформировать готовность к пониманию сущности
других технологий, освоению, грамотному применению их в
собственной деятельности, возможности технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях, то есть ведет к овладению
технологической
компетентностью.
Под
информационной компетентностью подразумевается обладание навыками и умениями создания, переработки, хранения, поиска и потребления
информации, а также осознание своего места в
информационной сфере, понимание информационной ситуации. Информационная
компетентность - это не только умение работать с прикладным программным
обеспечением, но и, используя данный инструментарий, создавать новые объекты
(в данном случае сайты)
в информационных сетях.
Собственный
сайт в мировой информационной сети на сегодняшний день является своеобразной
«визитной карточкой» большинства социальных структур, юридических организаций и множества физических лиц. В этой связи постоянно возрастает потребность в специалистах, владеющих специальными
знаниями в области создания и размещения сайтов в информационных сетях.
Освоение данной образовательной программы позволит воспитаннику
не только стать более компетентным, но и реализовать свои умения при
решении конкретной задачи - создании сайта для организации (школы) или
физического лица, что приведет к осознанию ребенком своей конкурентоспособности
и повышению личной
самооценки.
Наряду с
овладением различными Web-технологиями одной из приоритетных задач данной программы является формирование у воспитанников элементарных дизайнерских представлений путем изучения и использования возможностей современных графических редакторов при создании интернет-сайтов.
В настоящее время существует ряд образовательных
программ, посвященных освоению воспитанниками информационных технологий.
Однако наиболее используемыми являются концепции, предлагаемые
Семакиным И. Г. (тема «Компьютерные телекоммуникации» изучается в базовом
курсе, 8 часов), Макаровой Н. В. (тема «Информационные телекоммуникации» предлагается
преподавать также в базовом курсе, 11 часов) и Угриновичем Н. Д. (раздел «Коммуникационные
технологии» изучается в 11 классе). Данные подходы являются наиболее оптимальными и приемлемыми в рамках школьной программы. Существует также ряд программ, которые реализуются как в
дополнительном, так и в начальном профессиональном образовании. Например:
программа «Web-дизайн» Сывороткиной Н.А., программа «Информационные технологии» Лемясовой И.А., типовая программа «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»,
ряд Internet-проектов для дистанционного образования (Интернет Университет wwvv.intuit.ru).
Программа клуба
«компьютерный гений» имеет несомненные отличия от вышеуказанных в концептуальной основе, содержании и технологии организации образовательного
процесса.
Программа
направлена на реализацию концепции, основу которой составляет компетентностный подход как отражение личностно-ориентированного обучения.
Содержание
программы отличается сочетанием изучения элементов компьютерной графики с Web-технологиями. Отбор содержания произведен с той точки зрения, что современные Web-сайты не обходятся без простейшего дизайнерского решения, поэтому создание сайта невозможно без овладения
элементарными знаниями в области Web-дизайна и создания графических объектов.
Организация образовательной деятельности в программе
построена с использованием элементов педагогических технологий, поддерживающих
компетентностныи подход: проектной технологии, технологий
программированного
и проблемного обучения.
Цель программы: формирование у
подростков информационной и технологической компетентности посредством
изучения информационных технологий.
Задачи программы
в области обучения:
-
сформировать знания и умения в области информационных
технологий (браузеры Web-сайтов, язык гипертекстовой разметки HTML, графические редакторы, в частности Adobe Photoshop, Macromedia Dreamweaver MX);
- сформировать представления о способах переработки, хранения, поиска и потребления
информации;
- сформировать первичные умения и навыки работы в Internet;
- сформировать представления о традиционных понятиях дизайна;
- сформировать представление о современных тенденциях Web-дизайна;
- сформировать знания способов самостоятельной
деятельности и умений их осуществлять;
в области воспитания:
-
сформировать ценностное отношение к информации;
- развивать деловые и этические качества личности (особое внимание уделяя
толерантности);
- способствовать формированию адекватной самооценки и осознанию личной
конкурентоспособности;
в области развития:
- развивать познавательный интерес, внимание, память;
- развивать мыслительные способности (уделяя особое внимание логическим
операциям анализа и синтеза, классификации, систематизации);
- развивать творческие способности;
- развивать способности использования разнохарактерных источников информации.
Ведущие идеи программы
В основе программы лежат общедидактические принципы и
следующие идеи.
Идея комплексного подхода предполагает организацию образовательного
процесса исходя из следующей трактовки понятия компетентность.
Информационная компетентность рассматривается как совокупность четырех взаимосвязанных элементов:
- знания об объектах и способах деятельности;
- практический опыт осуществления способов практической деятельности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоциональной воспитанности (знания и навыки, связанные с нравственными
нормами отношений).
Технологическая компетентность рассматривается
как готовность к пониманию инструкции, описанию технологии, алгоритма
деятельности; к четкому соблюдению технологии деятельности, что позволяет
осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить
в тех или иных жизненных
ситуациях.
Идея интеграции педагогических технологий. Организация образовательного процесса, реализуя
компетентностный подход, строится с использованием элементов ряда
педагогических технологий: проблемного обучения, программированного
обучения, проектной. Отбор используемых методов производится исходя из принципа оптимального достижения цели программы с
учетом особенностей контингента воспитанников и профессионального опыта автора.
Идея многофункциональности содержания программы. Содержание программы состоит из отдельных целостных информационных
блоков, которые при необходимости могут быть использованы как
программы элективных курсов при изучении информатики в общеобразовательной
школе в условиях профильного
обучения.
Идея партнерства. Реализация программы
предполагает, что педагог не является единственным
источником знаний и информации. В основу образовательного процесса закладывается сотрудничество, продуктивное общение,
направленное на совместное решение проблем, взаимное интеллектуальное обогащение
воспитанника и педагога в процессе поиска и использования информации.
Идея ценностного отношения к информации. Информация рассматривается как общечеловеческая
и личностно-значимая ценность и умение правильного ее использования - одна из
характеристик базовой культуры личности. Реализация этой идЬи предполагает
создание атмосферы, насыщенной информацией и позволяющей каждому воспитаннику
открывать новые творческие
возможности своей личности.
Характеристика программы
В
реализации образовательной программы принимают участие воспитанники 7-14 лет, владеющие элементарными пользовательскими знаниями и умениям, и
педагог.
Ведущей
формой организации образовательного процесса является занятие. Режим занятий: 1 группа - 6 часов 3 раза в неделю, 2 группа - 6
часов 6 раз в неделю,
3 группа - 6 часа 6 раз в неделю.
Форма
организации занятий варьируется в зависимости от целей и задач конкретного занятия: групповая, микрогрупповая. Реализация программы
предполагает индивидуальные, парные и групповые консультации
в процессе подготовки проектов. Продолжительность консультаций может
варьироваться в зависимости от потребностей воспитанников и формы ее
проведения. Реализация компетентностного подхода предполагает
использование активных форм организации образовательного
процесса, таких как семинары-практикумы, лабораторные работы,
занятия «свободного поиска», презентации работ.
Ожидаемые результаты
После
окончания реализации образовательной программы воспитанник будет обладать
следующими знаниями и представлениями о:
- назначении и роли Internet;
- назначении программы-браузера и ее управляющих элементов;
- понятии домена и правилах образования адреса в Internet;
- технологии поиска информации в Internet;
-
назначении языка HTML (Hyper-Text Markup Language);
- технологии оформления Web-документов;
- электронной почте и правилах формирования адреса;
- современных тенденциях развития компьютерной графики и дизайна;
- области использования компьютерной графики;
- средствах
обработки изображений с использованием Adobe
Photoshop;
- средствах
создания Web-сайтов с использованием Macromedia Dreamweaver и Adobe Photoshop;
- способах и приемах самостоятельной деятельности;
- технологии
работы над учебным проектом; умениями и навыками:
- осуществлять поиск информации в Internet по известным
адресам с помощью
поисковых систем?
- пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с
сообщениями;
- создавать HTML-документы в «Блокноте»;
- создавать графические объекты, используя Adobe Photoshop;
- создавать макеты Web-сайтов в Adobe Photoshop;
- использовать возможности Macromedia Dreamweaver при создании Web-сайтов;
- самостоятельной работы над проблемой в ходе реализации учебного проекта.
Реализация
образовательной программы позволит:
- сформировать у воспитанников ценностное отношение к информации, подразумевающее не только навыки создания, переработки, хранения и
потребления информации, но и осознание воспитанником своего
места в информационном пространстве, значимости информации и
положительного к ней эмоционального отношения;
- сформировать терпимое лояльное отношение воспитанников к мнению других, принятие необходимости учета в работе и повседневной жизни существования
различных точек зрения;
- повысить уровень личной конкурентоспособности;
- сформировать адекватную самооценку воспитанника ;
- добиться положительной динамики в развитии внимания, памяти, основных
мыслительных способностей.
Программа предполагает использование ряда способов
проверки качества реализации
заявленных задач:
- тестовые задания для самостоятельного выполнения;
- лабораторная работа (предполагающая самостоятельное решение воспитанниками
поставленных проблем);
- диагностики развития отдельных качеств личности (на протяжении всего периода
реализации программы);
- выполнение воспитанниками промежуточных проектов и сдача зачетов по теории
отдельных вопросов.
Создание и реализация проекта позволит воспитаннику в
полной мере реализовать
свои творческие способности.
Формой подведения итогов реализации образовательной
программы является учебный проект (сайт), разработанный
воспитанником.
Внешним
показателем результативности образовательного процесса является открытая
презентация проектов, которая может быть проведена в виде мини-конференции с
участием воспитанников и педагогов.