Давным-давно,
когда наступала поздняя осень,
был собран последний
урожай с огородов и полей, наши
предки приступали к рубке капусты. В
это время и начинались на
Руси веселые вечеринки в
честь капусты-капустницы. Нарядно
одетые девушки-крестьянки
обходили с песнями все
дома в своей деревне и
помогали хозяевам управляться
с этой работой.
Вслед за девушками
появлялись и юноши. Хозяйки в этот
день пекли пироги с
капустой и угощали
ими всех присутствующих…
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная
память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в
которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Праздники в
русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной
жизни. Это было время отдыха, веселья, радости, ощущения
полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества.
Именно такой
праздник, мастер-класс
педагогов
художественно-эстетического
направления территории ЗАТО Комаровский, познавательно-развлекательное,
интегрированное мероприятие «Капустная
вечеринка», имел место быть в МОБУ
ДОД ЦРТД и Ю «Юность». Главные герои
сего торжества - педагоги и воспитанники студий художественно-эстетического направления: мастерской «Радуга» (руководитель Андреева Е.В.), творческой
мастерской «Рукодельница»
(педагог Алексеева И.К.), танцевальных
студий «Веста» (Григорьева С.А.) и «Эксклюзив» (руководитель Личман С.В.), музыкальных
студий «Капель» (Абаимова Н.А.) и «Элегия» (Ильина В.В.).
Всем давно
уже известно, что незнание
прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Воспитание
детей на традициях народной культуры - одно из главных направлений содержания
программ студий художественно-эстетического направления
Центра развития творчества детей и
юношества «Юность».
Образовательный процесс в
учреждении проводится на основе ознакомления
детей с семейно-бытовыми традициями, с народными
песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами. Большое и разностороннее влияние народных
праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное
педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость.
Тематика и содержание народных
праздников имеют нравственную направленность,
а участие в них детей
позволяет формировать опыт правильного, осмысленного поведения
и умение поступать в соответствии
с нравственными нормами.
Форма
проведения мероприятия –
фольклорный праздник. Фольклор
сопровождает ребенка с самого его
рождения, начиная с колыбельной,
которую мать поет своему
чаду, укладывая его спать. Он
дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях,
отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его
взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души
ребенка, порождающей личность.
Народное
творчество - не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но
и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к
сокровищам устной художественной,
фольклорной культуры. Гости и
приглашенные смогли не
только увидеть на празднике
предметы убранства русской
избы (самовар, рушники, скатерть с
орнаментом, кухонная утварь,
самотканые половички и др.), но и
погрузиться в атмосферу
времен наших бабушек и дедушек. Фольклорная культура
предстала перед зрителями во всем своем разнообразии:
потешки, прибаутки, сказки,
дразнилки, небылицы, словесные игры,
хороводы, загадки,детские народные песни
и танцы, импровизация,
ролевые игры с
припевами. На мероприятии
присутствовали и элементы декоративно-прикладного творчества: вязание, вышивание, декоративная
роспись.
А как живо
передали смысловые оттенки шуточной
народной песни «Задумал да
старый дед» воспитанницы студии
«Элегия» Курочкина Влада и Цепкова
Алена, сопровождая свое пение
неотразимыми мимикой и
жестами! Ребята студии «Капель» озорно и звонко пропели «осенние»
частушки. Народный танец
был представлен детьми разнопланово:
живой, зажигательный - воспитанниками студии
«Эксклюзив» и, медленный, плавный
«Танец с платками» – девочками студии «Веста».
Яркие, разноцветные
русские народные сарафаны, косоворотки, пестрые платки, наряд обворожительной Капусты, презентация по теме, оформление
сцены в стиле крестьянской избы - все это имело
мощный зрительный эффект и
удачно дополняло действо.
Эмоционально, артистично сыграли
свои роли Хозяюшки и Капусты
педагоги Андреева Е.В. и
Алексеева И.К.
Праздник получился
веселым, насыщенным. Цель проведения мероприятия - знакомство детей с
культурными традициями и обычаями,
достигнута. Дети и гости получили
заряд хорошего настроения.
В конце мероприятия – по традиции, угощение: чай с
пирогами из капусты.
В заключение,
хотелось бы отметить, что такие фольклорные праздники обладают большими воспитательными
возможностями для становления культуры
детей. Через фольклор ребенок может развиться, может проявлять свои
умения, фантазию, показывать себя. На его основе у детей
развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность
приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и
обычаям своего народа, к песенному наследию предков. В народных праздниках прекрасный материал для
развития эстетических чувств детей, для
расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Л. Поветкина. |